Какая египетская богиня изображалась с головой кошки: экскурс в древнюю мифологию

Какая египетская богиня изображалась с головой кошки: экскурс в древнюю мифологию

Краткое содержание мифа

Бронзовая статуя Бастет—Уаджит

Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет – известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха — одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. У Баст был сын Махес — бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой. Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Статуэтка богини Бастет
Бронза. XXVI дин.
Лондон, Британский музей

Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она — всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она — богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь — это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора — смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

Образы и символы мифа

Статуя богини Бастет в образе кошки

Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.

Чаще всего Баст изображалась в двух позах – стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр – это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина — не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Карта археологической зоны Телль Баста

Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная

богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.

Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями.

Панорама храма Бастет с упавшими колоннами
XIX–XXII дин.

Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.

О Бастет писал известный античный историк – Геродот. Он оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.

Блок с хоровым именем
царя Хуфу
Из раскопок Э. Навилля в
Бубастисе. IV дин.
Лондон, Британский музей

Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.

Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.

Социальное значение мифа

Статуэтка богини Бастет в образе кошки
Каир, Египетский музей

В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.

Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.

На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни Бастет просили вылечить домашних кошек.

Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.

Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.

Кошка, кот


У котов есть такое свойство: стоит им появиться в доме, как оказывается, что они были здесь всегда — даже если час назад никаких котов у вас не было. Они живут в собственном временном потоке и ведут себя так, будто мир людей — это всего лишь остановка на пути к чему-то гораздо более интересному
Терри Пратчетт

Кошка во многих мифологических традициях связывается с луной (способность изменять форму зрачка символизирует фазы Луны), с идеей плодородия, плодовитости. Кроме того, в некоторых культурах она является и солярным символом, связывается с идеей царственности.

Кошка может означать зло и силы тьмы. Плодовитость кошек, их способность видеть ночью, блестящие круглые глаза превратили их в народных повериях в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьмы, равно как и повитухи (в народных поверьях почти идентичны) имеют при себе черную кошку (черный цвет — символический цвет ночи, ее тайн).

Пример амбивалентного понимания этого символа дает египетская мифология.

Египтяне представляли луну как кошку, — пишет Е.П. Блаватская. — Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны. Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски may, что означает — зрячий, от глагола may — видеть.

Читайте также  Что такое анималотерапия?

В «Книге мертвых» бог солнца Ра выступает как «великий кот». Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя. Таким образом, кот здесь выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Соперничество со змеей сделало кошку стала священным животным бога Солнца. Священная кошка и все ее собратья с давних пор пользовались в Египте особым почетом и уважением, для них строили специальные храмы. Люди окружали их любовью и заботой, помня о той важной услуге, которую оказывает каждую ночь кошка всем на земле.

Луна в Египте была олицетворением Баст (Бастет) — богини радости и веселья. всего, что есть нежного в женщине и матери. Баст изображалась в виде женщины с головой кошки, с систром в руке. Ее отождествляли с Мут, а также с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже с Исидой, что обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности.

Древние греки отождествляли Баст с Артемидой — богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии.

В римской мифологии Артемида известна как Диана, также считавшаяся олицетворением луны. Она богиня растительности, родовспомогательница. Кот является спутником Дианы, она держит его у своих ног. Диана принимает образ кошки, чтобы ускользнуть от Тифона.

У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь (женского начала, тьмы, луны и т.д.). Он обладает злыми силами и способностью к трансформации. Кроме того, в Китае верили в то, что кот способен изгонять злых духов.

В скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты Фрейя ездила в повозке, которую везли кошки.

У кельтов кот — хтоническая сила, погребальный символ. Символизировал злые силы и часто приносился в жертву.

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В христианстве кот — Сатана, тьма, похоть и лень.

Считается, что кот выступает как воплощение или помощник черта, нечистой силы. По поверьям ведьмы часто принимали образ кошек, отправлялись на шабаш верхом на черных котах.

Кошка нередко встречается в средневековой геральдике. «У кошек есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка неунывающа и хитра. Из-за этого старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили кошек в свои гербы как символ свободы.» (Ганс Бидерманн, «Энциклопедия символов»).

Младшая Эдда
Отрывок

В Ноатуне у Ньёрда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей. Были они прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же — славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина — Одину, как здесь о том говорится:

Фолькванг зовется,
там Фрейя решает,
где сядут герои:
поровну воинов,
в битве погибших,
с Одином делит.

Палаты ее — Сессрумнир, велики они и прекрасны. А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви.

Источник: «Младшая Эдда», Научно-издательский центр «Ладомир», Москва, 1994г., стр. 44-45.

Кошки

Любовник пламенный, и тот, кому был ведом
Лишь зов познания, украсить любят дом,
Под осень дней, большим и ласковым котом,
И зябким, как они, и тоже домоседом.

Коты — друзья наук и сладостных забав,
Для них ни тишина, ни мрак ночной не тяжки,
Эреб избрал бы их для траурной упряжки,
Когда бы мог смирить их непокорный нрав.

Покоятся они в задумчивой гордыне,
Как сфинксы древние среди немой пустыни,
Застывшие в мечтах, которым нет конца;

Их мощная спина магически искрится,
И звездной россыпью, тончайшей, как пыльца,
Таинственно блестят их мудрые зеницы.

Шарль Бодлер

Новейшая песнь о котах

Домашний Мефистофель на солнце спозаранку
шлифует элегантность и львиную осанку.
Мой кот весьма воспитан — проказлив, но приветлив.
К тому же музыкален и крайне привередлив:
Бетховен не по вкусу, а Дебюсси — шарман.
И по ночам, бывает, мой пылкий меломан
возьмет да и пройдется по всей клавиатуре.
И рад! Парижский гений сродни его натуре.
Наверно, в прежней жизни конкистадор гармоний
ловил мышей в подвалах одной из филармоний.
Он понял и упрочил, отстаивая твердо,
новаторскую прелесть кошачьего аккорда —
из нот дождя и ветра ночная мешанина
меня с котом чарует и бесит мещанина.
Спасибо и на том.

Кота французы любят. Верлен был сам котом.
Как дивно он мурлыкал капризнице-луне,
терпел от насекомых, топил себя в вине,
угрюмый кот бездомный, задира и притвора,
среди котов церковных как белая ворона.
Кота французы любят, как мы — тореадора,
как любит ночь Россия или Китай — дракона.
Коты потусторонни. Былые божества,
они не растеряли секреты волшебства.
Не учит ли нас жизни котовий взгляд сонливый?
«Любовные приливы, любовные отливы.
Ритм жизни. И не только бесплотные глаголы,
но все — и свет, и розы, и звезды не бесполы».
Он щурится — и светом души его зеленой пропитанная мгла
маячит силуэтом бесовского козла.
Котовьи души древни, их души — андрогины,
в них женская истома и мужеская ярость.
И странны эти души, беспутны и невинны,
любовно сочетают и молодость, и старость.

Мой кот, Филипп Испанский, с презреньем сюзерена
собак корит за верность, а крыс — за лизоблюдство,
приемлет подношенья спокойно и надменно
и свысока взирает на наши безрассудства.
В котах я чту великих наставников печали,
ведь кот любой эпохи — знаток ее болезней.
Игрушками прогресса разнеженный вначале,
наш век траншей и танков чем дальше, тем железной.
Мы горести лелеем, растим и умножаем,
без истины дичаем и стелемся бурьяном.
Посеянные зерна вернутся урожаем —
котам это известно не хуже, чем крестьянам.

Коты на сов похожи. Согласно планам Бога
была первоначально порода их крылата
и с полчищем исчадий, которых от порога
гонял святой Антоний, была запанибрата.
Во гневе кот ужасен и сущий Шопенгауэр,
раздувший баки демон с чертами шарлатана.
Обычно же коты степенны, даже чванны
и все в одном согласны — что человек ничтожен,
что смерти не минуешь, а раньше или позже — неважно.
Так возляжем на солнечное ложе!

Улегся под часами красавец мой глазастый
и спит под колыбельный, заупокойный звон.
И что ему стенанья сыча Экклезиаста
и вся твоя премудрость, о дряхлый Соломон!
Спи, воплощенье лени, блаженно и невинно,
пока свожу я счеты с ушедшим навсегда
и над моей печалью смеется пианино,
показывая зубы, оскал угля и льда.
И помни, сытый соня, что век кошачий краток,
что бродит твой сородич голодный и ничей,
что корчатся бродяги от меткости рогаток
и гибнут, как Сократы, прощая палачей.

Ничем не дорожите, чурайтесь суеты
и грейтесь на припеке, блаженные коты!

Федерико Гарсиа Лорка

Мои звери

Мой зверь — не лев, излюбленный толпою, —
Мне кажется, что он лишь крупный пес.
Нет, желтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше сладких грез.

И, символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард;
Он весь — как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь — бог, колдун и бард.

Еще люблю я черную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то в нежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой.

Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших жней, и плоских, и мещанских,
Моей желанной — кошку назову.

Она в себе, в изящной миньятюре,
Соединила этих трех зверей.
Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
У ней в крови — бродячий хмель страстей.

Она проходит в комнатах бесшумно,
Всегда свою преследуя мечту,
Влюбляется внезапно и безумно,
И любит ведьм, и любит темноту.

В ее зрачках непознанная чара,
В них фосфор и круги нездешних сфер,
Она пленила страшного Эдгара,
Ей был пленен трагический Бодлер,-

Два гения, влюбленные в мечтанья,
Мои два брата в бездне мировой,
Где нам даны безмерные страданья
И беспредельность музыки живой.

Какая египетская богиня изображалась с головой кошки: экскурс в древнюю мифологию

Египтяне издавна относились с особым трепетом и почтением к кошкам, считая, что эти животные наделены величайшей силой. Божественная женщина-кошка Бастет в Древнем Египте была символом света, радости, плодородия, любви и женской красоты. Ее называли не иначе как матерью всех кошек. Древние египтяне почитали эту богиню, наделив ее ролью хранительницы семейного очага. В мифах она представлялась в разных образах: то она была величественной и доброй, то жестокой и кровожадной. Так кем же на самом деле являлась эта египетская богиня?

Как звали древнеегипетскую богиню с кошачьей головой и как она появилась?

У имени этого божества есть 2 варианта: Баст и Бастет. Существует несколько версий появления богини. По одной из них, она является и дочерью, и женой бога Ра. Согласно другой, ее считают наследницей Исиды и Осириса. Также есть мнение о том, что Баст могла быть женой бога Беса, покровительствующего будущим материям и детям и дарующего удачу и радость. В результате союза Ра и Бастет появился бог Махес – львиноголовый повелитель войны, грозы и бури.

Богиня кошек Баст

Баст появилась в период расцвета Среднего Царства. К периоду 2040–1783 гг до н. э. египтяне уже освоили возделывание земли и выращивали зерно. От урожая зависел уровень жизни населения и процветание царства. Главной проблемой были грызуны. Именно тогда стали бережно и почтительно относиться к кошкам – охотникам за этими мелкими вредителями зерна и разносчиками чумы.

Далеко не каждый неимущий человек мог позволить себе содержать кошку. В домах состоятельных господ эти питомцы считались олицетворением благополучия и напрямую указывали на особое положение и величие их обладателей. В связи с этим богиня Бастет заняла особое место среди других египетских божеств.

Бастет и Сехмет: две богини или разные ипостаси одной?

У народов, проповедующих политеизм, боги нередко имели несколько ипостасей. Особенно распространено это было в довлеющем ко всему мистическому Древнем Египте. При описании Бастет часто упоминается ее противоположное воплощение – Сехмет. Во времена, которые предшествовали религиозной реформе Эхнатона, языческие священнослужители, пытавшиеся упорядочить культ и разграничить роли богов, задались вопросом, являются ли Бастет и Сехмет разными божествами, или это две разные ипостаси одного и того же священного существа.

Баст больше связывали с семейным очагом и женской красотой, поэтому жрецы решили, что Сехмет не имеет к ней никакого отношения, и определили последнюю как самостоятельное божество. Однако в образе священной женщины-кошки присутствовала некая агрессия, в связи с чем ей присвоили второе имя – Пашт, или Пушт. У исследователей в таком развитии событий есть серьезные сомнения.

Бастет изображалась с головой не только кошки, но и льва. Согласно мифологии, боги, разозлившись на людей, решили уничтожить весь их род. Сделать это было поручено именно Баст, которая, спустившись на землю в образе Сехмет, учинила такой страшный разгром, что все кругом было залито кровью.

Боги пришли в ужас от такой кровожадности и попытались усмирить свою посланницу. Их попытки потерпели неудачу, и лишь смекалка помогла уцелевшим людям спастись от неминуемой гибели. Зачинщики кровавой расправы разлили по земле подкрашенное пиво (согласно другой версии это было вино), и разрушительница, перепутав напиток с кровью, выпила его и уснула крепким сном. Пока она спала, ее унесли подальше от места кровопролития и успокоили.

«Должностные обязанности» Бастет

На богиню постепенно было возложено несколько функций:

  • Деторождение. Именно Бастет молились несчастные женщины, прося даровать им радость материнства. Со временем эта функция значительно расширилась, и богиня уже стала восприниматься как покровительница плодородия.
  • Врачевание. Древние египтяне свято верили в то, что эта богиня способна излечить самых безнадежных больных. Врачеватели изображали на дверях домов страждущих черного кота. Считалось, что это изображение исцеляет.
  • Молодость и красота. В Древнем Египте верили, что Баст под силу остановить бег времени. Языческие жрецы, служившие ей, даже разработали комплекс особых упражнений. Они уверяли, что при их выполнении в женское тело вселяется богиня, омолаживая его обладательницу и даруя привлекательность.
Читайте также  Фенпраз для кошек

Почитание богини с головой кошки и самих кошек в Древнем Египте

Расцвет культа этого божества относится к периоду процветания Среднего Царства. В те времена оно считалось общенациональным достоянием. Было построено немало храмов, посвященных Баст, однако главным местом поклонения ей считался город Бубастис. Храм в нем был огорожен красивой стеной, украшенной барельефами. Внутри располагалась статуя богини внушительных размеров. Попасть в него стремились сотни тысяч паломников. Было принято делать подношения объекту поклонения в виде небольших фигурок кошек.

Почитание Бастет находило отражение в отношении к кошкам. Уважение к ним было столь велико, что в память об умерших питомцах было принято сбривать брови. Извозчика, по неосторожности задавившего это священное существо, толпа забивала камнями насмерть. Мера наказания за вред, нанесенный животному, определялась его значимостью. Кошек хоронили со всеми почестями. Доказательством тому является множество кошачьих мумий, которые были найдены во время археологических раскопок.

Мумифицированные кошки Египта

Практически при каждом храме имелся свой хранитель кошек, должность которого передавалась по наследству. Он должен был следить за храмовыми кошками, чтобы не пропустить сакрального знака, поданного им богиней. Во многих египетских жилищах хранились статуэтки этих животных. С их помощью египтяне изгоняли злых духов. Амулеты с изображениями священных существ для них являлись символом плодородия. Считалось, что, покидая бренную землю, душа хозяйки дома продолжает существование в теле кошки.

Празднования в честь Бастет

Согласно описаниям Геродота, ежегодно 15 апреля устраивались торжественные празднества в честь Баст. В этот день все веселились и танцевали. Погруженную в лодку статую богини торжественно провозили вдоль берегов Нила. По свидетельствам древнегреческого историка, каждый год в празднике принимало участие не меньше 700 000 человек. Вероятнее всего, количество паломников несколько преувеличено, столь внушительные цифры лишь указывают на грандиозные масштабы праздника.

Когда и почему поклонение богине сошло на нет?

С приходом к власти римлян почитание богини с головой кошки стало постепенно сходить на нет. В 390 году был издан закон, запрещавший поклонение этому божеству. Со временем интерес к когда-то ценившимся дороже золота животным стих, их перестали обожествлять, хотя они по-прежнему ценились как охотники на грызунов и змей.

Незавидна участь кошек, оказавшихся в Европе. За их склонность к ночному образу жизни и способность глаз светиться в темноте католическая церковь причислила их к дьявольским отродьям. Особенно не повезло черным котам, которые особо ценились древними египтянами. В Европе считали, что эти животные – помощники ведьм. Их убивали или наносили им страшные увечья.

С приходом эпохи Возрождения ненависть европейцев к кошкам утихла. Сегодня к этим животным относятся спокойно, без подозрительности и особого трепета. Они, как и прежде, живут бок о бок с людьми, и некоторые до сих пор наделяют их мистическими свойствами.

Боги древнего Египта

Бог покровитель умерших Анубис
Богиня радости и веселья Бастет
Главная богиня Исида
Бог возрождения Осирис
Бог солнца Ра
Бог хаоса Сет

Египетские боги – это огромная система верований и традиций древнего египетского народа. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья — всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.

Анубис
Анубис в египетской мифологии считался богом-покровителем умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки).
Анубис считался судьей богов.
Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов».
Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).
С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.
Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту;
Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал.
Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом. Один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования.
Его фетиш — шкура, забинтованная в льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, ставили в сосуд, и помещали в гробницу умершего.

Бастет
Бастет в египетской мифологии была богиней радости и веселья.
Священное животное Бастет — кошка.
Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Бубастис. Сын Бастет — Махес.
Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.
Как уже говорилось выше, священным животным богини Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.
Название «кошка» по-египетски звучало просто: «Мау» или «Мяу».
И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.
Этих животных хоронили с почестями, мумифицировали, как фараонов, и расплатой за их убийство была смертная казнь.
С не меньшим почтением относятся к ней и в странах Дальнего Востока, оспаривая у египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка, то хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали брови. Тело кошки бальзамировалось и помещалось в саркофаг, после чего его помещали в одном из некрополей, специально предназначенных для погребения кошек

Исида
Исида – главная богиня египетской религии, которая была сестрой и супругой бога Осириса, матерью Хора и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини.
С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.
Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.
В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут. В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх.
Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию.
Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга.
В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего.
Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта).
Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.
Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество.
В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами.
С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.

Осирис
Одним из самых могучих и величественных богов Древнего Египта был Осирис. Это был бог возрождения и одновременно царь загробного мира.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.
Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды.
Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов. Злой бог пустыни, младший брат Усира — Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Усира. После возвращения из похода в Азию Усир устроил пир.
Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшений саркофаг и заявил, что тот, кто войдет в магический саркофаг будет править Землей и Небом. Когда очередь дошла Усира и он лег на дно саркофага (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили какой-то жидкостью и бросили саркофаг в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Усира — Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Усира сына.
Предав тело Усира погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.
Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Анубис дает Гору Уджат — око ясновидения, око зрения души. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону.
Гор победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. Усир ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате.
По одной из версий сказания, Сет разрубил его тело на 14 частей (или 7) и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Усиром дважды, что наиболее правдоподобно изначальному сказанию.
По некоторым версиям, Усира оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Усира приписывалось Исиде или Анубису.

Читайте также  Полипы носа у кошек

Бог солнца Ра
Ра в египетской мифологии был богом солнца. Центр его культа — город Гелиополь (древнеегипетский Иуну).
Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также — огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Фетиш Ра — столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Ра в виде четырехгранного обелиска).
Во многих текстах Ра называют дневным солнцем (в отличие от Атума — вечернего, и Хепри — утреннего). Ра выступает также как бог умершего царя. Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит, роль в загробном мире; участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 — 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер.
Почитание Ра распространилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона «са Ра». т.е. «сын Ра». Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими.
С Ра связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Ра как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Ба (души) Ра — Апис и Бену, «посредник Ра, докладывающий истину Лтуму» — Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, — Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор.
Хранительница Ра — огнедышащая змея Уто (также считавшемся его Оком).

Сет
В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.
Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом.
Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).
Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм).
День рождения Сета, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым.
Фараон в этот день не вел практически никаких дел.
Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей.
Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности — Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.
По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

Сехмет – одна из наиболее почитаемых богинь в древнеегипетском пантеоне. Древние египтяне считали ее защитником остальных богов от их врагов. Также она считалась покровительницей столицы Древнего Египта – города Мемфиса.

Внешний вид и атрибутика Сехмет

Традиционно Сехмет изображали в виде женщины с головой льва. На ряде изображений и скульптур богиня представлена просто в виде львицы.

Дыхание богини несло в себе чудовищный жар солнечного пламени, дыханием разгневанной богини называли дующие с пустыни и несущие зной и засуху ветра. Также на голове у богини зачастую изображали диск солнца, так как богиня считалась оком верховного египетского бога Ра. В руках богини обычно изображали меч или кинжал. Считалось, что она обладала магическими знаниями и могла творить заклинания.

Посвященные богине храмы часто воздвигались в пустынях, в местах обитания диких львов. В ряде храмов Сехмет жрецы держали настоящих львов, считая их священными животными. Другими животными, ассоциирующимися с богиней, были кошки.

Цветом богини Сехмет считался ярко-оранжевый – цвет знойного солнца в зените. Камнем богини называли кремень. Из этого камня в Древнем Египте изготовляли инструменты для хирургов, а также ножи, используемые при бальзамировании. Деревом богини являлся можжевельник, из ягод которого изготовлялись некоторые лекарственные препараты того времени.

По отношению к Сехмет употреблялись такие эпитеты, как «могучая», «Глаз пламени», «повелительница Востока».

Культ богини Сехмет

Сехмет в переводе значит «могущественная». Она считалась богиней войны, засухи и жары. Своим волшебным дыханием грозная богиня могла насылать мор и болезни, но в то же время могла и останавливать их, поэтому ее часто называли богиней врачей и лекарей. Жрецы богини как правило имели медицинские навыки и именно в ее храмах развивалась наука о врачевании.

Как богиня войны и мора, Сехмет почиталась с особым уважением, граничащим со страхам. Жители Древнего Египта связывали случающиеся засухи и эпидемии болезней именно с недостаточным почитанием суровой и вспыльчивой богини.

Однажды, во время бушующей на территории страны эпидемии чумы, фараоном Аменхотепом III было отдано приказание возвести 700 статуй львиноголовой богини. Таким образом он надеялся задобрить гневную богиню и остановить распространение смертельной болезни.

Считалось, что богиня очищает своим огненным дыханием землю от несовершенства, в то же время возрождая жизнь заново. В крупных храмах, посвященных богине, обучались так называемые красные жрецы Сехмет – особая жреческая каста, многие представители которой были знаменитыми хирургами и врачами, а также экзорцистами.

Считалось, что Сехмет была единственным божеством в Древнем Египте, в честь которого совершались кровавые человеческие жертвоприношения.

Богиню называли покровительницей армии Древнего Египта. Считалось, что во время военных походов она лично сопровождает возглавляющего армию фараона, защищая и оберегая его от действий врагов.

В мифах описывается присущая богине необузданность, ярость и вспыльчивость. В одном из поздних мифов Древнего Египта Сехмет, являясь оком Ра, в ответ на нарушение людьми обычаев и из-за недостаточного почитания богов, принялась уничтожать людей, наслаждаясь этим и не желая остановиться. Остальные боги не могли с ней справиться, пока не догадались плеснуть на землю красное вино (или же пиво, которое стало красным, окрасившись находящимися в египетской земле минеральными красителями). Спутав его с кровью, Сехмет принялась пить его и опьянела. Только тогда она остановилась и прекратила бойню.

На Новый год жители Древнего Египта и Нубии обменивались медальонами с изображенными на них мордами львицы или кошки. Нося подобные обереги, люди старались вызвать расположение богини и избежать вызываемых ей заболеваний и насильственной смерти.

Место Сехмет в пантеоне Древнего Египта

Отцом львиноголовой богини являлся Ра – бог, олицетворяющий солнце и являющийся верховным из божеств Древнего Египта.

Богиня Сехмет входила в состав так называемой Солнечной (или иногда ее называли Творческой) Триады. В ее состав помимо Сехмет входили ее муж Птах и их сын Нефертум. Наибольшее почитание Солнечная Триада получила в Мемфисе. Входящие в состав Триады боги считались хранителями города и живущих в нем фараонов.

Солнечная Триада в верованиях Древнего Египта являлась символом основных стихийных сил. Сама богиня символизировала огонь, его губительное и в то же время благотворное влияние.

Стихия земли получила отображение в образе мужа богини – Птаха. Он являлся богом-творцом, создавшим 4 пары первых богов, а из них позже – все существующее в материальном мире, а также искусство и ремесла. Птах являлся покровителем зодчих и различных ремесленников. Его изображали в виде человека, целиком (кроме кистей рук) закутанного в свои одеяния. В руках он держит длинный посох, называющийся «уас».

Из союза Сехмет и Птаха, символизирующих разрушительные и созидательные начала, родился Нефертум – бог растительности и исцеления, возникший из первого лотоса и символизирующий стихию Воды. Он обычно изображался в виде юноши в головным уборе, украшенном цветком лотоса на длинном стебле. Иногда он изображался, стоящим на льве, или же в виде юноши с головой льва. Нефертум выражал в себе красоту, вдохновение и посмертное возрождение.

Связанные и отождествляемые с Сехмет божества

Сехмет часто отождествляли с богиней Бастет (или Баст). Она изображалась в виде домашней кошки или же в виде женщины с кошачьей головой. В период ранних династий (когда кошки еще не были приручены), Бастет, подобно Сехмет, изображалась как женщина с головой львицы. Как и в случае с Сехмет, ее отцом называли бога солнца Ра.

Она являлась богиней домашнего очага, женской красоты и сексуальности, радости и любви, плодородия. И в то же время – богиня войны. Очень почиталась в Древнем Египте, вплоть до введения смертной казни за убийство кошки. В некоторых городах и селениях Древнего Египта Бастет называли положительной ипостасью Сехмет.

Таким образом, отождествление богини войны Сехмет и богини домашнего очага Бастет символизировало у жителей Древнего Египта солнце, которое одновременно является и источником жизни и тепла, и одновременно причиной засух и пыльных бурь пустыни.

Другой богиней, отождествляемой с Сехмет, являлась Тефнет (по-другому — Тефнут). Как и Сехмет, ее называли женой Птаха и дочерью Ра, его оком. Изображалась она женщиной с головой кошки – как и Сехмет. Иногда изображалась вместе с мужем Шу – в виде сидящих друг против друга львов. Центром поклонения Тефнет был город Гелиополь, располагавшийся неподалеку от современного Каира. Также вызывала засухи и в то же время несла тепло.

Еще одна древнеегипетская богиня, ассоциирующаяся с Сехмет – Хатхор. В ранних вариантах мифа была независимым божеством, дочерью (а иногда и матерью) бога солнца, причем ее животным были не львица с кошкой, а корова. И изображалась она в виде рогатой женщины.

Позже, когда культ Ра стал главным в Древнем Египте, Хатхор стали отождествлять с Сехмет, считая женой Птаха и изображая с львиной (кошачьей) головой. Также она стала фигурировать в мифе об избиении людей за их проступки. Помимо первоначального покровительства танцам, красоте, женственности и любви, получила функции защитницы фараонов, которые относились к Сехмет.

После того, как возвысились и стали столицей Фивы, Сехмет стали соединять с богиней материнства Мут, устанавливая вокруг храмов многочисленные статуи богини в виде женщины с львиной головой.

Заключение: Сехмет в современном мире

В Египте до сегодняшних дней сохранилось большое количество изображений, скульптур и памятников, посвященных древнеегипетской львиноголовой богине. Многие из них вывозились в другие страны во время войн или дарились правительством самого Египта, и теперь представлены в экспозициях многих музеев мира.

Сохранился в достаточно хорошем состоянии и ряд храмов, посвященных богине и ее божественной семье. Наиболее известен храм в окрестностях Луксора, вблизи деревни Карнак. В расположенном здесь Храме Солнца сохранилась одна из наиболее красивых статуй Сехмет.

Другой известный храм располагается в городе Бубастис (около современного Загазига). Этот храм посвящен мирной ипостаси Сехмет – богине Бастет. Там при раскопках были обнаружены многочисленные статуэтки богини и несколько мумий кошек.

До сих пор при раскопках на месте древних столиц Мемфиса и Фив находят многочисленные статуи богини. Некоторые из них достигают двухметровой высоты, другие – ниже полуметра.

Амулеты с кошачьей головой (или львиной) туристы могут приобрести на любом из египетских рынков или в сувенирных лавках. Также популярны статуэтки богини с львиной головой.

Древнеегипетские мифы (в том числе и мифы о богине Сехмет) являются важной частью культуры современного Египта и служат государству для привлечения в страну дополнительных масс туристов.